Светотехника и электротехника
Оригинальные Световые Решения
+7 (927) 227-73-63

Угол зрения: торговое освещение для fashion-ритейл

Повесив в центре торгового зала нечто большое и светлое (одну токоведущую шину, к примеру) вряд ли можно решить все проблемы с освещением. Зачем художественно подсвечивать товар, если он и так хорош? Красоту, в общем, ничто ведь не испортит. Стремление ритейлеров сэкономить вполне естественно.
Но на деле может выйти так, что углы магазина останутся темными (невозможно осветить их всех сразу из какой-то единой точки, скажем, геометрического центра магазина). И что хуже всего: когда покупатель подойдет к прилавку, он закроет собой весь свет, а если развернется, чтобы пройти к другой стене, окажется ослепленным ярким резким освещением.

Варианты

Существует два основных способа освещения: заливающее и акцентное. Заливающий свет определяет уровень освещенности в магазине, создает нужную атмосферу (яркий «честный» свет, или приглушенный - интимный). Акцентный свет направляет внимание покупателя на определенную зону.

Выделяют следующие зоны: входная, зона выкладки товара, примерочные кабинки, зона ожидания и отдыха, расчетно-кассовая зона, а также витрины и подиумы с манекенами. Вход в магазин должен быть максимально выделен светом. Особенно если речь идет о торговом центре. Основная задача – привлечь внимание посетителя идущего по галерее. Выигрывает тот, у кого наиболее яркое «световое пятно». Если площадь торговой точки несколько больше, чем у соседей или в магазине несколько отделов, дополнительно применяют другой прием. Здесь важно заманить человека как можно дальше вглубь магазина. Для этого в дальнем помещении (дальнем углу, стене) количество света больше, чем в первом зале, чтобы покупатель как бы шел на свет.
В примерочной кабинке клиенту должно быть комфортно. Необходимо, чтобы, смотрясь в зеркало, он одинаково хорошо видел как свое лицо, так и одежду. Следует распределить свет равномерно, поэтому источник света лучше располагать вертикально. Для этого применяют продолговатые светильники, которые крепятся по бокам вдоль зеркала, либо за ним. Другой вариант - много маломощных точечных светильников вокруг зеркала, - так делают в театральных гримерках. Используются либо компактные люминесцентные, либо галогенные лампы. Но чаще применяется первый вариант, поскольку они не выделяют тепла (это очень важно для малогабаритных примерочных).

Интересно, что плохо освещенная кабинка вынуждает человека выходить в светлый зал к общему зеркалу, где дежурят опытные консультанты, всегда готовые дать нужный совет. Этот хитрый прием торговли известен многим.
Витрины обычно освещаются максимально по сравнению с остальными зонами. Поэтому специалисты рекомендую использовать металлогалогенные светильники, причем в больших количествах, вплоть до того, что витрины должны быть освещены в двух- в трехкратном размере по сравнению с общим объемом света в магазине. Скажем, при средней освещенности торгового зала 500-1000 Лк, то для витрины будет составлять 2000-3000 Лк. Витрины бутиков - отдельная история. Иногда на обозрение выставляется одна пара обуви, подсвечиваемая всего одним прожектором. В целом здесь дизайнеры используют весь арсенал художественных приемов.

Светодинамика

Витрину можно просто красиво осветить, а можно осветить так, что ее эффективность повысится в два раза. Например, с помощью светильников меняющих свою цветность. Это так называемая светодинамика - попеременное включение светильников над конкретным манекеном, акцентирование внимания то на одном, то на другом объекте не упустит ни одного взгляда.
Кассовый узел дает простор фантазиям дизайнеров-оформителей. В отличие от зоны выкладки товара, примерочных и витрины здесь грамотность постановки света не играет первостепенной роли. Часто эту зону освещают всевозможными декоративными светильниками, создавая яркий интерьерный штрих. Но при этом яркостью самих светильников злоупотреблять нельзя. Потому, что если прямо над кассиром расположены металлогалогенные лампы, их интенсивный свет отражается в стеклянном прилавке и в окружающих деталях оборудования, и, что называется, «бликует». В результате у сотрудников быстро устают глаза, возрастает число ошибок.
Зона ожидания и отдыха обозначается спокойным, приглушенным светом. Его должно быть примерно в два раза меньше по сравнению общим количеством света в зале, обычно это около 500 Лк. Если, конечно, площадь магазина позволяет выделить именно зону, а не отдельное кресло (для этого достаточно одного направленного источника света). В любом случае светильники лучше располагать над креслами и столиком таким образом, чтобы они не давали бликов (должно быть удобно читать журнал).

Теплее и не очень

[Известно, что чем дороже марка, тем страннее и причудливее ее дизайн, в том числе световой] [Достоинство шинопровода - возможность перемещать прожектора в зависимости от меняющейся экспозиции в торговом зале] В спортивных магазинах применяется холодный свет, так как он подчеркивает энергичность, свежесть, динамику. Нижнее белье также чаще освещают холодным светом, чтобы оно выглядело белоснежным. Черно-белая классика выигрышно смотрится как при холодном, так и при нейтральном свете. Меха и натуральные ткани любят теплый оттенок света, так как он максимально приближен к солнечному и цвета получаются более естественными. Кроме того, за счет желтоватого оттенка кожа выглядит более загорелой привлекательной.
Яркие ткани и детские игрушки при теплом свете становятся еще красочней. Магазины обуви обычно предпочитают уютную теплую или нейтральную температуру светового потока.

Свой стиль

Некоторые магазины выделяют отдельные зоны светом различной температуры. Например, во всех магазинах Пьера Кардена общий зал залит теплым светом, витрины и пристенные стеллажи, расположенные по периметру, подсвечены холодным. В дизайне магазинов одежды Camaieu также использовано сочетание различной температуры света за счет парных светильников, которые состоят из одной "холодной» лампочки и одной «теплой».

Некоторые роскошные марки любят использовать у себя яркий слепящий свет. Такой прием нужен для отпугивания неуверенных в себе посетителей. Под этим светом видно всё: человек, у которого, к примеру, забрызганы брюки или сбилась прическа, в таких бутиках долго не задержится. Их потенциальные покупатели выглядят безупречно и чувствуют себя также.

Каждый дизайнер имеет свое представление об освещении магазина. Например, дизайнеры из Италии любят использовать большое количество галогенных светильников. Объяснить это пристрастие можно тем, что галогенные светильники славятся своим мягким светом со стопроцентной цветопередачей. Вместе с тем такая аппаратура безжалостно «ест» электроэнергию и выделяет слишком много тепла: в помещении становится душно, и без хорошей системы кондиционирования не обойтись.

Абсолютно очевидно, что можно в 3 - 5 раз уменьшить общее количество ламп, заменив их на металлогалогенные. Один из показательных примеров особенностей итальянского дизайна - магазин элитной одежды сети Four Seasons в Санкт-Петербурге, весь потолок которого щедро усеян галогенными светильниками.
Известно, что чем дороже марка, тем страннее и причудливее ее дизайн, в том числе световой. К сожалению, не всегда владельцы магазинов могут отказаться от услуг известных зарубежных дизайнеров. Так как все сетевые торговые марки жестко отслеживают то, как в различных странах соблюдается их фирменный стиль. Их представители в России вынуждены переплачивать за светильники известных фирм-производителей в несколько раз больше, чем стоило бы. Нередко и независимые дизайнеры участвуют в том, что общая стоимость проекта оказывается сильно завышенной. Эти обстоятельства искренне возмущают российских торговцев оборудованием. По их мнению, итальянские и немецкие светильники в свою очередь по своим световым характеристикам и дизайну не намного отличаются от более доступных вариантов, которые можно найти на нашем рынке. Более трети сетевых брендов ищут более экономичные варианты.

Проекты

Арендаторы больших ТЦ часто сталкиваются с проблемой освещения своих павильонов. Как правило, потолком в них является либо крыша торгового центра, либо перекрытия, которые находятся на очень большой высоте, что существенно затрудняет установку индивидуального осветительного оборудования. Некоторые видят выход в строительстве фальшпотолка, что достаточно дорого и занимает массу столь драгоценного времени, когда дни до открытия считаются буквально по пальцам. В таких ситуациях, дизайнеры рекомендуют применять модульные системы. Светильники крепятся на тросовые подвесы, позволяющие регулировать высоту установки. С помощью разнообразных соединительных элементов можно моделировать из светильников различные конструкции, которые можно направлять под нужным углом относительно стен и потолка. Таким образом, с помощью светильников отсекается ненужное пространство. Световые линии визуально обозначают потолок, который фактически намного выше. Это создает более комфортную атмосферу. У покупателей исчезает давящее ощущение огромного пространства над головой, что позволяет им сконцентрировать внимание на экспозиции и манекенах. Для создания такого эффекта потолок торгового центра вместе с коммуникациями красится в черный или в серый цвет.

Конструкции некоторых модульных систем предполагают возможность объединения с шинопроводом, в который устанавливаются прожектора, тем самым решаются задачи и основного освещения и акцентной подсветки. Достоинство шинопровода - возможность перемещать прожектора в зависимости от меняющейся экспозиции в торговом зале. В случае если потребуется дополнить систему, то установка дополнительного прожектора займет менее минуты. Отключить его можно простым переключением на самом осветительном приборе.Установить светильники еще не значит решить задачу по освещению магазина. Свет, также как и товар требует участия. Вместе со сменой экспозиции или коллекции необходимо корректировать направление, а также количество осветительных приборов.

В большинстве случаев, когда происходит смена экспозиции, коллекции или рекламы в магазине, владельцы часто забывают перенаправить освещение. Этому либо не придается значения, либо не хватает времени. Например, в одном магазине на стене висело несколько рекламных постеров, на каждый из которых было направлено по прожектору. Когда количество плакатов уменьшилось и их сдвинули, то прожекторы стали светить между постерами. И никто не догадался элементарно перенаправить осветительные приборы!
Специалисты советуют периодически изменять световое оформление магазина, играть светом. Благодаря возможности модульных систем и шинопровода можно оживить интерьер, не прибегая к перепланировке и что не менее важно, трудоемким и затратным работам по демонтажу и монтажу светильников. Постоянные посетители почувствуют и, безусловно, оценят изменения атмосферы в давно полюбившемся месте.

Чтобы выделяться

Есть важное правило: магазин должен быть освещен ярче, чем галерея, иначе посетитель не заметит границ между ними и просто потеряется в пространстве торгового комплекса. Контраст очень важен и в борьбе с конкурентами. На торговой площадке важно не отстать от соседей качеством своего освещения, а также не потеряться среди них в том случае, если уровень технического оснащения торговых точек одинаково высок. Поэтому иногда есть смысл «поставить новый свет», тогда клиенты потекут рекой в единственный красиво и хорошо освещенный зал. А порой стоит рискнуть и использовать у себя очередную техническую новинку. Например, сейчас в продаже появляются светодиодные лампы. Правда, по мощности они еще сильно уступают прочим. В остальном, они сочетают в себе одни плюсы: долговечность, экономичность энергопотребления и др. Например, срок их службы уже сегодня обозначается производителями в 100 тыс. часов (это более 10 лет). Но по цене эти технологии пока не слишком доступны. Тем не менее, тенденция наметилась, и многие фирмы-производители светодиодных ламп находят это направление наиболее перспективным. Сегодня светодиод обычно служит в качестве декоративной подсветки витрины и зоны входа. Возможно, в будущем именно эти светильники будут применяться для основного освещения магазина, если со временем цены на подобное оборудование станут приемлемыми.

Чтобы не поблекнуть на фоне однотипных магазинов, нужно нечто эксклюзивное. Можно использовать и цветную иллюминацию. Хотя она не находит широкого применения в ритейле, все же с ее помощью можно придумать нечто особенное, заимствуя опыт ресторанов и ночных клубов. Для одних магазинов цветное освещение является настоящим табу, другие уверенно сочетают в своих проектах разноцветные и нейтральные источники света.

Admin (Журнал «Технологии и оборудование для магазинов», №3(112), март 2010 г)

Дата публикации: 30 / 11 / -0001