Светотехника и электротехника
Оригинальные Световые Решения
+7 (927) 227-73-63

Экономия на ваттах

Как сократить расходы на электричество? "Всегда нужно искать инновационные технологические решения, ведь здесь очень многое зависит от подобранного оборудования, даже от схем размещения светильников. Большую роль играет и то, какие именно виды светильников используются. У нас еще устанавливают стандартные люминесцентные лампы. Мало того, что они уже давно запрещены к использованию, подобные светильники расходуют на 30% больше электроэнергии.

Мелочь? Уже нет...

Еще недавно в России проблемам энергосбережения уделяли значительно меньше внимания, чем в Европе или США. В России вопрос энергосбережения никогда не поднимался всерьез. Во-первых, у нас дешевая энергия. Во-вторых, открывая магазины люди не думают о затратах, такое впечатление, что у многих просто лишние деньги. Да что говорить! У нас в регионах почти нигде не применяются электронные балласты: ради экономии закупаются электромагнитные, которые в Европе лет пять как запрещены. На нашем же рынке только-только начинается процесс замены пускорегулирующей аппаратуры на электронную. Многие ритейлеры полагали, что главное - купить и установить ТО и источники света. Задумываться о том, какие накладные расходы могут возникать при эксплуатации, считалось излишним.
Сегодня ситуация изменилась. Главные требования, которые предъявляются теперь к светильникам для торговых помещений, - не только высокие показатели мощности и современный дизайн, но и возможность с их помощью экономить электроэнергию. С ростом цен на электричество коммерсанты стали при подсчетах учитывать статистику. По данным компании «Олекс Холдинг», всего в рядовом супермаркете потребляется в год около 2 млн. кВт электроэнергии. Освещение составляет 38% этой энергии, кондиционирование помещений - 5%, холодильные компрессоры - 28%, конденсаторы - 3%, прилавки - 15%, отдельные холодильники -4%. остальное - 7%.

Способы и варианты

Не секрет, что один из ключевых факторов, способствующих созданию благоприятной атмосферы и, как следствие, настроения посетителей для различных типов торговых помещений - именно продуманная система освещения. Поведение покупателей не всегда одинаково: они могут покупать лишь предметы первой необходимости либо поступать импульсивно и желать побаловать себя. Поэтому создание соответствующей обстановки и возможность выгодно представить товар, эффектно осветив его очень полезно для развития бизнеса и увеличения прибыли.

Компактные газоразрядные лампы высокого давления MasterColor CDM (Philips) с керамической горелкой позволяют выбрать необходимое освещение в соответствии с конкретными целями. Они могут использоваться для направленного освещения, расстановки акцентов, заливающего освещения стен, прожекторного и зонального освещения. Лампы обладают такой важнейшей характеристикой как УФ-блокировка, которая препятствует выцветанию товаров, одновременно позволяя существенно экономить Ватты. При этом энергосбережение не влияет на качество света: он остается ярким, искрящимся и белым, с отличной цветопередачей (RA) более 90 в течение всего срока службы. Что касается галогенных ламп, то в технологиях их производства достигнут качественный прорыв, позволяющий значительно экономить электроэнергию. В зависимости от выбранного типа ламп экономия может достигать 40-60%, что помогает также значительно снизить выбросы двуокиси углерода в воздух, а значит вносит огромный вклад в охрану окружающей среды.

Простая замена стандартных галогенных ламп их энергосберегающими эквивалентами позволяет потреблять меньше мощности, поддерживая при этом такой же уровень освещенности. Реальная экономия электроэнергии до 66%.Если вы используете не галогеновую лампы и не лампы накаливания, вы уже применяете энергосберегающие технологии, будь то металлогалоген или люминесцентный светильник. Правда, бывает, что ритейлеры даже на экономичные лампы смотрят с недоверием: мол. очень уж много энергии тратится во время их включения. Если приравнивать 70-ваттную металлогалогеновую или люминесцентную лампу к лампочке накаливания, то понадобится 5 ламп накаливания соответствующей мощности. Для того чтобы добиться желаемого эффекта придется потратить в 5 раз больше обычных ламп и, соответственно, энергии. Суть в этом. А то, что у металлогалогена пусковые токи вдвое больше, то это на доли секунды, в момент включения.
Благодаря усовершенствованным источникам света, экономия может осуществляться в разных направлениях: при очень высокой эффективности снижается количество излучаемого тепла - соответственно, и затраты на кондиционирование помещений падают. В этой области также предлагается много решений. 
В комплексе комбинирование специальной лампы, типа отражателя и фильтра для определенной группы продуктов позволяет найти лучшее решение по освещению отдельного вида продуктов. Сегодня такой комплексный подход к внедрению на торговые объекты энергосберегающих технологий можно увидеть во многих крупных российских и европейских розничных сетях. таких как «Магнит», «Седьмой континент», «Рублевский», Metro, Spar, Globus. Wal-Mart и др. Чтобы гарантировать великолепную презентацию свежих быстропортящихся продуктов, таких как рыба и мясо, хлебобулочные и кондитерские изделия, их необходимо осветить особенным образом. Быстрое высыхание продукта, изменение цвета или состава часто спровоцированы неправильным освещением, которое приводит к порче продукта и приносит большие убытки магазину. То же касается и текстиля, товаров из кожи, косметики, мебели или ковров - неправильное освещение может привести к отрицательным изменениям в качестве товара. Новые технологии, применяющиеся при создании усовершенствованных источников света, эффективно защитят продукты.

Светодиоды

Использование светильников и прожекторов на основе светодиодных, или LED-технологий является, пожалуй, одним из наиболее перспективных направлений в освещении. Светодиоды - это следующий шаг в технологиях освещения. Конкуренции у них нет. 10-ваттная светодиодная лампа дает такой же эффект, как одна 75-ваттная галогенная. Правда, широкое применение таких ламп пока вопрос будущего. Сейчас уже выпускаются и прожекторы, и встраиваемые светильники, и модели для карнизов. Но техника данного класса пока еще далеко не всем по карману.

Одноваттный светодиодный встраиваемый светильник будет чуть менее ярким, чем 20-ваттная галогеновая модель. Если у обычных металлогалогеновых ламп срок службы - максимум 12-14 тыс. часов, то у светодиодных - от 50 до 100 тыс. Почему же магазины сплошь не осветить оборудованием с LED-технологией? Все упирается в цену вопроса. Галогеновая лампа с арматурой и трансформатором обойдется примерно в $10. А светодиодная головка стоит около $30 - 35. Средний 35-ваттный прожектор с металлогалогеновой лампой стоит в районе $140-150, светодиодный - $250-300- Переплачивать втрое готовы сегодня далеко не все. Ситуация как с мобильными телефонами: каждый год они дешевеют. Когда все производители наладят массовый выпуск светильников, когда на рынке появится широкий модельный ряд, LED-технологии будут доступны уже всем желающим. Снижения цен следует ожидать через год-два. 
Дизайнеры уже сейчас используют и будут использовать светодиоды в жилых помещениях, скажем, закарнизный свет, подсветка аквариумов, настольные лампы и т.д. Но это все разовые заказы. Массовые поставщики не имеют возможности привезти большую партию светодиодов, поскольку на рынке света для коммерческих помещений на них пока низкий спрос.

Практика многих светотехнических компаний показывает, что 98% заказов по освещению реализуется, по большому счету, с использованием люминесцентных ламп с электронным балластом и металлогалогеновых светильников. Что касается светодиодных источников света, есть заказы от тех кто хочет выделиться или старается идти, так сказать, впереди моды. Но эти случаи единичны. Сегодня никто не станет освещать весь магазин промышленными светодиодами. Речь идет только о подсветке малых форм или об акцентном освещении, когда нужна особая яркость. Основные потребители светодиодов - ювелиры: колье или браслеты, всевозможная бижутерия не нагревается в свете светодиодных ламп. Товар хоть можно взять в руки и показать покупателю, ведь привычной галогенной подсветке ювелирные изделия нагреваются до 60-70°С и выше.

Не только «железо»

Эксперты утверждают, что минимизировать расходы можно не только за счет усовершенствованного оборудования, но и с помощью современного программного обеспечения и грамотного проектирования света для магазинов. Наиболее простым примером здесь является подбор оборудования по графикам суточного распределения нагрузки на оборудование, а не по ее суммарному максимальному значению. При отсутствии таких данных проектная организация может предложить свой технологический процесс или использовать для расчета данные, полученные на основе анализа работы аналогичных объектов. Электронная пускорегулирующая аппаратура (ЭПРА) обеспечивает дополнительные удобства - контролируемый пуск, и экономию электроэнергии до 30%, а также увеличение срока службы лампы до 30% и защиту при перепаде напряжения.

Сегодня в условия современной экономической ситуации приходится оптимизировать затраты везде, где только можно. Решения в области энергосбережения, способны снизить финансовые потери и более эффективно распределять денежные средства.

(Журнал «Retail Technologies», декабрь 2008 )

Дата публикации: 30 / 11 / -0001